Если автомобиль не заводится...
Не везет
— это когда автомобиль отказывается заводиться и везти (еще одно значение
слова!) своего хозяина в понедельник утром, а на дворе -28oC, и свет в
дачном поселке отключен. Особо тяжелый случай — когда автомобилист упорствует
и продолжает терзать полумертвый аккумулятор до тех пор, пока тот не умирает
совсем! Вот здесь-то и начинается самое веселье — время плясать, чтобы
не замерзнуть. Или просить "прикурить", если, конечно, провода
есть.
"Дайте
прикурить!" Строго говоря, я и сам не люблю давать "прикуривать",
да и тем, у кого новые автомобили, не советовал бы: во время этого процесса
почти неизбежны большие перепады напряжения в бортовой сети, которые жизни
электронике явно не прибавят, а уж если сбой будет... Но есть хороший
способ облегчить жизнь себе и окружающим. Надо лишь положить в багажник
средних размеров чемоданчик — многофункциональный мобильный источник питания,
в просторечии "бустер". Бустер, как и пуско-зарядное устройство,
должен помочь аккумулятору запустить двигатель автомобиля. Только в отличие
от ПЗУ бустер не подключается к электросети, а использует встроенную аккумуляторную
батарею. К тому же обычное ПЗУ подает большой ток длительное время, что
может повредить электропроводку автомобиля, а бустер, изначально более
мощный, чем ПЗУ, подает только необходимый ток для запуска двигателя.
В нормальных условиях — 300 А, а в критических возможен выход на пиковые
величины в 1500-1600 А. Но тут главное не переусердствовать: емкость встроенной
батареи около 13-15 А/ч, так что использовать ее в пиковых нагрузках можно
пару-тройку раз, а потом бустер требует подзарядки.
Заряжаем
Если надо
зарядиться быстро, то цепляешь, соблюдая полярность, "крокодилы"
к аккумулятору на работающем двигателе, и через 10 минут полная зарядка
обеспечена. Можно запитаться и дома от обычной розетки 220 В, но на это
уйдет как минимум 10 часов. Третий вариант — зарядка на ходу от прикуривателя.
Здесь потребуется часа 2-3, но, в случае если подключено дополнительное
оборудование (фары, кондиционер, холодильник, усилитель и т. д.), есть
опасность, что бустер будет работать не на заряд, а на разряд и может
разрядиться полностью. А окисление верхней части батареи может вообще
вывести устройство из строя. Впоследствии батарею можно восстановить,
но не полностью — емкость ее никогда не станет прежней, и бустер не сможет
выдавать больше 70-80% от первоначальной мощности. Поэтому заряжать его
лучше сразу после того, как запустили двигатель.
Читаем инструкцию
Не стоит
пытаться завести двигатель от бустера, подключенного через гнездо прикуривателя.
Ток в 1000 А через него, конечно, пройдет, но только один раз! А если
при подключении через аккумулятор перепутать "+" и "-",
то можно сказать со всей ответственностью, что электрическая часть автомобиля
этого не выдержит.
А зачем?
В принципе
бустер может работать как автономный источник питания на 12 В. Еще один
вариант — применение в гаражном кооперативе или автосервисе. При обслуживании
автомобиля нередки ситуации, при которых необходимо отсоединять аккумулятор.
В этом случае запитываем машину через прикуриватель и спокойно, не опасаясь
сбоя в электронных "мозгах", снимаем АКБ. Можно для этих целей
использовать и обычный аккумулятор, но... Все, кто хоть раз в жизни переносил
АКБ с места на место, прекрасно знают, насколько это неудобный, тяжелый
и "пачкающий" прибор: избежать потеков кислоты и пятен на одежде
и обуви почти невозможно! Бустер же отличается как раз тем, что абсолютно
безопасен. Он герметичен, легок, никогда не взорвется и не "вскипит"
в руках. А теперь вернемся к ситуации, описанной вначале. А если бы поломка
произошла в чистом поле? Неисправность, предположим, вы нашли, устранили,
но двигатель уже остыл. А если, представьте себе, вы встали, не дай бог,
где-нибудь в "степи", масло замерзло, коленвал не провернешь,
аккумулятор "сдох", а вокруг ни души? Как вам такой вариант?
Согласитесь, с бустером как-то спокойней. Просто где-то раз в месяц его
необходимо подзаряжать. Единственное предупреждение: если в багажнике
бустер лежал горизонтально, или ездили вы по неровной дороге, то перед
включением, чтобы осел шлам, ему надо дать отстояться в вертикальном положении
минут 20-30.
Рынок и
цены
Цены очень сильно
зависят от назначения, функций и возможностей бустера. Вообще бустеры
в России представлены несколькими производителями и различаются по выходному
напряжению и по количеству А/ч: 12 или 24 В. Принципиальных различий немного,
и бустер на 24 В представляет собой два последовательно или параллельно
соединенных бустера по 12 В. Это сделано в расчете на запуск разных двигателей
— от грузовиков до авиатехники. Цены на простейшие источники питания потребительского
класса стартуют со $100-110, на профессиональные — от $220. Покупать для
себя технику высокого класса нецелесообразно, а вот скинуться с соседями
по гаражу или по даче, чтобы в сильный мороз по утрам не "загорать",
— то, что надо.
Текст: Максим Сергеев
|